Шесть легенд об основании Казани
Начальная история Казани, как и начальная история большей части древних городов, окутана пеленой легенд и преданий. Согласно одной из многочисленных легенд, "в 1003 году некий хан облюбовал на Волге место и основал здесь поселение - будущую Казань. Поселение же стало торговым центром со складом товаров. Спустя большое количество времени городом завладел хан Газан. По его имени город стал называться Газан. А потом уж народ сам переименовал его в более удобную форму - Казань". Ученые могут возразить, мол, никакого мифического хана Газана не существовало!
Да и складом товаров Казань никогда не была! Другие могут настаивать на обратном: Казань с самого основания была и остается самым бойким местом внутренней торговли, ибо такова ее география.
Другая легенда утверждает: "Одна предводительница племени старуха Туйбика, взяв около 15 своих людей на парусной лодке, поплыла по Волге в поисках нового поселения. Старуха Туйбика не оставила и свой казан (котел) - символ богатства и изобилия. Казан был шести пудов весом, его цепь также весила шесть пудов.
Пройдя на парусной лодке некоторое расстояние, путники сошли и остались там жить. На облюбованном месте закопали казан, чтобы он приносил им изобилие и счастье. Там же начали строить город Казань. Говорят, что казан с цепью до сих пор лежит под городом, только вот найти его никто не может".
Есть и другая версия, опубликованная татарским ученым Каюмом Насыри в календаре за 1881 год: "После того как начали строить крепость вокруг города Казань, народ стал бояться собираться в крепость, а это потому, что в этих местах повсюду лежали кучами змеи, настоящие драконы, толстые, как бревна. От них произошло и название Зилантов (жилан тауы), т.е. Змеиная гора. В этих горах было много крылатых драконов.
Затем хан, строивший Казань, собрал своих визирей и устроил с ними совещание, каким бы образом истребить змей. Решили так: туда, где лежали змеи, натаскать соломы и зажечь. Нашли одного проворного юношу и, посадив его на лошадь, послали туда, где была наложена солома. Высек он огонь огнивом, зажегши огонь, бросил в солому. Когда солома загорелась, одна большая змея, взяв в зубы свой хвост, как кольцо, подкатилась к юноше сзади и, нанося ему удары, погубила его. Когда солома загорелась, много змей погибло, а оставшиеся в живых заползли под землю и скрылись в норах, но и их истребили огнем от пороха. Когда змеи были истреблены, а окрестности города стали безопасны для людей, только тогда народ начал заселять город".
Еще рассказывают, как однажды хан послал слугу натаскать воды для хозяйственных нужд. Слуга схватил казан (котел) и побежал на речку, а берег был очень крутым и неудобным. Пытался слуга зачерпнуть воду казаном, а на той стороне стояла красивая девушка (в то время речка была узкая), слуга засмотрелся на нее, а казан выскользнул из его рук, упал в воду и утонул. После этого речку назвали Казанкой, а город - Казанью.
"Первоначально Казань была построена на крутом берегу Волги. На гору взбирается молодая женщина с тяжелым кувшином с водой, отец которой содержал пчел на Джилан тау (Змеиной горе). Повстречался ей на пути хан, которому она с возмущением сказала, что город построен неудачно - на очень крутом берегу и что тяжело таскать воду. Хан спросил:
- Ну и где же, по-твоему, надо было выстроить город?
- Да лучше всего там, где пчельник моего отца
- а Джилан тау, - ответила женщина.
- А змеи, которые там водятся?
- А колдуны на что? - ответила женщина.
Тогда хан послал сына-наследника с двумя вельможами к устью Казанки, чтоб подыскали место для нового города. Посланным дал запечатанную бумагу, которую надо было вскрыть после того, как место будет выбрано, а потом исполнить то, что там написано. Выбор пал на тот холм, где стоит теперь Казанский кремль. Но когда посланцы прочитали волю хана, то ужаснулись: одного из трех посланцев по жребию надлежало закопать в землю живым, чтоб новый город крепче стоял. Жребий пал на ханского сына. Но мурзы не решились убить его и спрятали, а вместо него закопали живую собаку.
Хан сильно переживал потерю любимого сына. Тогда мурзы признались в обмане. Но старый мулла предрек, что новый город скоро падет, так как основанием его послужил обман. А змей всех сожгли в огромном костре, но один самый большой змей по имени Зилант улетел и поселился на горе неподалеку от города, от чего и гора с тех пор называется Зилантовой. Много лет наводил Зилант ужас на окрестности, но и его умертвили. А в память о змее хан назвал его символом Казани".
Вот что говорит об основании Казани легенда русская: "Богатый Саин долго искал место, чтобы заложить собственный город, и наконец нашел его на булгарской земле, на Волге. Местность понравилась ему своей красотой, пастбищами для скота, множеством пчел, зверей, рыб в реке, разными овощами и съедобными травами.
- Нигде во всей земле нет места более прекрасного! - воскликнул Саин. -Жить тут нам и детям вековечно!
Но скоро выяснилось, что хозяином сей земли является змей, который не склонен ни с кем делиться ни растительной, ни животной пищей. Тогда Саин нашел колдуна, который Змея умертвил магией и сжег".
Наличие в легендах татарского народа могущественного змея Зиланта и подобных ему мифических существ говорит о том, что легенды эти ведут свое начало со времен язычества. Их таинственности, грозности и сверхъестественности страшно боялись наши предки и потому преклонялись им как божествам. Показательно, что такие существа, как правило, сопутствуют большинству легенд городов-крепостей. Зилант же был не врагом, а хранителем города, его символом и оберегом.
На протяжении века после взятия Казани его изображение присутствовало на гербе города.
Ко временам язычества следует отнести закапывание казана (котла) под основание города. Требование человеческой жертвы при основании крепости (города) - несомненное свидетельство того, что мы имеем здесь дело с легендарным сюжетом, значительно более древним, чем сама Казань. Кстати говоря, в Европе этот обычай существовал уже давно, правда, людей там подменяли животными. При раскопках столицы Булгарии Биляра в основании фундамента многих домов также находили костяки собак (собака, согласно древним поверьям, - хранительница домашнего очага).
Сегодня мы точно знаем, что Казань первоначально была пограничным поселением и постепенно превратилась в укрепленное поселение городского типа с белокаменной крепостью. И название древней Казани тогда было Керман ("крепость", "укрепленное место").
И все же каждая легенда имеет право на жизнь, потому что ничего не возникает на пустом месте.
автор: Ренат Бикбулатов, краевед. По материалам газеты "Казанские ведомости" от 7.08.2001