ИРКУТСКИЕ ЛЕГЕНДЫ
Есть ли в городе старинные подземные ходы?
Иркутск — один из старинных городов Сибири. Поэтому неудивительно, что существуют связанные с ним легенды. Накануне Дня города мы поговорили о них с иркутянами.
С драматическим театром в Иркутске связано немало легенд.
Геннадий Гущин, актер, режиссер:
— Поскольку я артист, для меня легенды Иркутска прежде всего связаны с нашим драмтеатром. Существует такое понятие — намоленная сцена, так вот в нашем театре именно такая сцена, театр наполнен особой аурой, энергетикой. И этому вполне можно найти объяснение — с наших подмостков произносилось столько великих текстов великих драматургов! Почти 150 лет здесь играются произведения гениальных, колоссальных авторов с мировым именем. И даже если гениальный автор поставлен не очень хорошо, тексты-то его все равно звучат!
Люди, которые давно работают в нашем театре, чувствуют эту потрясающую энергетику. И я ощутил ее на собственном опыте — когда мне нужно было сосредоточиться на какой-то роли, я дожидался, чтобы театр опустел, садился в пустом зале и всей своей сутью ощущал, что я сейчас в зале не один, что здесь и сейчас находится еще один удивительный сгусток энергии. Когда я репетировал роли Николая II, Астрова, то вызывал фантомы этих образов, души актеров, которые воплощали их, и они помогали мне. Особенно явственно я ощущал эту невидаль, когда репетировал роль адмирала Колчака в постановке Вячеслава Кокорина. У нас была с Колчаком связь, я мог с ним общаться, задавать вопросы. То же самое происходило и с Сирано де Бержераком. И до сих пор, когда меня мучают какие-то вопросы, я могу мысленно задать их этим людям и получу ответ, совет.
Однажды обрел я и материальное подтверждение театральных чудес. Много лет назад при общении с одним экстрасенсом я попросил его протестировать свою квартиру. И он нашел место с негативной энергетикой — жестокую книгу в книжном шкафу. Затем я пригласил его в театр, мы пришли туда в понедельник вечером, а понедельник — это законный театральный выходной, театр был пуст. Так его приборы зашкаливали от биоэнергетики! Такая вот мистическая сторона жизни театра. И ощутить ее может каждый горожанин, достаточно сосредоточиться, уйти в себя, отрешиться от суетности. Так что театр — одна из важнейших мистических зон Иркутска.
Влад Несынов, художник:
— Иркутск находится на месте Силурийского океана — эта легенда кажется мне самой красивой. Этой версии придерживался знаменитый географ и геолог Иван Черский. Дело было еще до ледникового периода, а Байкал, соответственно, — остатки океана. Кто копает, роет, тот наверняка находил в грунте ракушки, и это неудивительно. Со временем от Силурийского океана остались лишь Байкал, Хубсугул и те озера, что во множестве находятся в Тункинской долине, которую еще называют долиной озер.
Еще одна красивая легенда — то, что в первом веке до нашей эры на месте Иркутска находилась Гунская империя. В состав гунов входили этруски, пришедшие сюда с Апеннинского полуострова, следы их ученые ищут до сих пор. Еще одна легенда, о которой писал Окладников, — что через наши края проходил Александр Македонский и дошел до Дальнего Востока.
Сергей Снарский, антиквар:
— Как-то в нашем антикварном магазине зародилась почти мировая сенсация. Знакомый оставил на хранение рисунок, оказавшийся наброском к картине Рубенса «Шествие пьяного Силина» (сама картина находится в Мюнхене). Скорее всего, черновик попал в Россию с каким-нибудь солдатом после Второй мировой войны. Журналисты раздули факт до чудовищных размеров, а милиционеры даже совершили изъятие рисунка, подозревая, что он ворованный. Но закончилось все благополучно — рисунок вернулся к своему владельцу, он снял его с продажи. Ну а факт кисти Рубенса не был доказан наверняка, но не был и опровергнут.
Что же касается подземных ходов Иркутска, о которых периодически говорят, то это действительно легенды, для которых на самом деле нет оснований. Многоэтажное строительство в свое время было в городе запрещено, и площади горожане расширяли за счет цокольных и подвальных помещений. Остатки их, проходы к кладовкам и летникам и принимают за подземные ходы. На самом деле нужды в них не было, это же титанический труд — вырыть подземный ход и укрепить его. Зачем же проводить эту работу, если для нее нет подходящих обоснований?
автор: Алена Богатых-Корк, «СМ Номер один»