Командировка

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Командировка » Клуб командировочных » Приметы на дорогу


Приметы на дорогу

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Как относитесь к приметам? Верите ли?

От слова "куда?" дорога будет несчастливой. Тем, кто по неразумию и недалекости спрашивает: "Куда идешь?", надо отвечать: "За Кудыкины горы". - Всегда считалось, что если другому известны твои планы, то это - лишняя помеха.
Встретить монаха - к несчастью. Встретив монаха, тут же сделай в кармане кукиш, не то ждет неприятность. - Однозначно объяснить это нелегко. Возможно, речь надо вести об опасности встречи с двойничеством: в монашестве принимается второе имя, и потому встречаешь словно бы не одного, а двоих; одному из них, неведомому, и показываешь кукиш. Может быть, причина и в том, что такая встреча сбивает бодрое самочувствие, настраивает на унылый философский лад; в таком случае дело не в неприятности как таковой, а в изменении настроения. Кукиш (жестовый мат) выполняет роль оберега. С.В. Максимов в своих "Крылатых словах" поясняет это следующим образом: "Почиталась недоброю встреча со священником, и дьяконом, и нищими еще гораздо ранее, чем появились поучения, и осталась таковою до наших живых времен. Встреча с духовными лицами почиталась несчастною с тех времен, когда языческая Русь, не всегда увещанием, а чаще насилием, обращалась в христианство и крестилась в воде и сгонялась в церкви... Время изменило это суеверие: встреча с монахом полагается теперь в числе счастливых".

Перед дальней дорогой надо присесть и помолчать. Это - к удачному пути. - Вполне логично, потому что именно в эти минуты человек еще раз интенсивно прокручивает в голове: все ли он взял с собой? Не забыл ли документы, билет, ключи? В порядке ли оставил дом - воду, газ, свет? А молчание помогает сосредоточиться.
Если вернулся зачем-то с полпути - перед новым выходом посмотри на себя в зеркало и покажи себе язык. Можно заглянуть под коврик, половик -тоже помогает. - Мистически примета основана на том, что вернувшийся непременно должен обмануть или испугать нечистую силу (а она гнездится как раз под половиком или же заглядывает из-за левого плеча в зеркало). Заодно и дать понять, что ее не боятся. Некоторые символически меняют что-то в одежде или во внешности: надевают другой галстук, заново причесываются. Таким образом получается, что это уже другой человек.
Отправляться в дальнюю дорогу в дождь, который пошел неожиданно, -к удачному пути. - Считалось, что дождь - небесная вода - смывает все болезни и печали. С языческих времен сохранилось и восприятие дождя как небесного молока, кормя-щего землю и все на ней растущее. В древности Земля отождествлялась с женским началом, Небо - с мужским, оплодотворяющим. Все это вместе взятое и осталось в поверье.

Идет кто-то навстречу с пустыми ведрами - к пустому дню, пустым хлопотам. Поп, да девка, да порожние ведра навстречу - к плохим вестям. - Это поверье, как и многие другие, связанные с понятием "встреча" ("Возьми в кумовья первого встречного" и пр.), основано на том, что встреча дается человеку свыше и определяет его судьбу. Значит, всякая встреча - знак судьбы, которой не избежать. Во втором поверье к уже упоминавшимся ранее попу и пустым ведрам добавляется "девка" (девушка; слово девка не имело в старину негативного оттенка). Именно встреча с девушкой, девицей, незамужней женщиной считалась неблагоприятной, а исключительно благоприятной - встреча с беременной женщиной и теми, кто несет что-либо наполненное. Соответственно пустые ведра в руках у любого встречного воспринимаются как предупреждение свыше о грядущей неудаче, несчастье.

Встретишь утром первым мужчину - к удаче, женщину - к неудаче. - Одна из причин кроется в том, что считалось: женщина (особенно старая) гораздо чаще может сглазить, чем мужчина. Еще одна причина кроется в говорливости женщин, которые затем станут рассказывать о том, кого они встретили, как он был одет, куда направлялся и т.д. А это непременно скажется на задуманном (в худшем же случае - раскроет таимый секрет). Если кто-то идет навстречу с полным ведром, уступи ему дорогу. Мистический смысл этого: нельзя переходить дорогу собственной удаче, о которой таким образом сообщается свыше. При этом не имеет значения, что в ведре: вода или молоко, ягоды или песок, - главное, что оно не пустое. Нельзя, думается, отрицать и заключенной в том поверье элементарной вежливости: ведь с полным ведром идти тяжело, и потому желательно уступить дорогу тому, кто его несет. Он за это поблагодарит - вот и удачное начало дня.
Хочешь вернуться в понравившуюся местность - брось в ближайший водоем монетку. - Воде в славянских преданиях присуща мистическая символика, прежде всего очистительная и животворящая ("мертвая вода" - очищение, "живая вода" - сотворение заново, оживление). Вода - граница между тем и этим светом, вся она в конечном счете - с небес. Бросить в воду монетку - значит задобрить ее, умиротворить, выказать свое уважение, чтобы она не препятствовала возвращению. А в то же время - словно бы и оставить на этом месте часть себя (вспомним поверье о забытой в чужом доме вещи: обязательно туда вернешься).

Перед дальней дорогой надо подержаться за угол стола - это к удаче. - До нас дошел лишь отголосок славянского поверья, гласившего: отправляясь в дорогу, надо поцеловать стол. Такое отношение связано с почитанием, которое бытовало на протяжении веков и нашло свое отражение в фольклоре ("Сколько за столом - столько и в Царстве Небесном" и т. п.). Стол считался настолько важным символом дома, что в старину, продавая дом, оставляли в нем стол (ибо дом и стол нераздельны). А отправляясь в путь и прикасаясь к углу стола, получали благословение дома на удачную дорогу и благополучное возвращение.
Если кто-то чужой по твоим следам идет, то он забирает у тебя, впереди идущего, силу. - След, оставляемый человеком и животным, всегда наделялся мистической силой. Считалось, что по оставленному следу можно не только многое узнать о шедшем, но и, идя след в след за ним, навести на него порчу, отнять силы. Физически это связано с тем, что идущий по проторенному пути тратит собственных сил намного меньше, чем тот, кто путь прокладывает. Мистическое же объяснение заключается в том, что, затаптывая умышленно следы, человека лишают собственного следа, делают незащищенным (аналог - человек без тени). В некоторых местностях, особенно на Украине, автор этих строк встречал и еще более мрачное поверье: если идти по чьим-то следам, то в семье этого человека вскоре кто-то умрет.

Когда выходишь из дому, всякая встреча на крыльце - не к добру. - Считается, что встречный определенным образом переходит дорогу намеченному делу, подрезает путь. Примета, очень мешающая мнительным натурам: исходя из уверенности, что любая встреча предназначена Судьбой, человек затем помимо воли тратит немало энергии на разгадывание смысла этой первой встречи, что и в самом деле сказывается на деле. Встреча при выходе из дому - это и возможный запретный вопрос "Куда идешь?", обрекающий на неудачу задуманное, и простая незапланированная задержка, ведущая к опозданию. Заметим однако: если эта примета и имеет еще какое-то влияние на деревенских жителей, то в условиях городских многоэтажных домов, где подобных встреч не избежать при всем желании, она потеряла смысл и лучше об этом не задумываться.

Случайно встретить на дороге похоронную процессию - к удаче. - Это странное поверье укоренилось на том основании, что раньше принято было вручать первому встречному от имени семьи умершего так называемую "подорожну": кусок холста, хлеб, свечу и монету. Считалось, что принявший все это символически отпускает грехи умершему. В благодарность же умерший на том свете первым встретит этого человека и будет его опекуном, защитником и наставником. Отсюда и пошло поверье, что тот, кто первым идет навстречу похоронной процессии, - счастливый: он уже обеспечил хорошее отношение к себе на том свете. Впрочем, в некоторых местностях существует и диаметрально противоположное поверье.
Кто, домой возвращаясь, споткнется - с домашними поссорится. - Споткнуться - вообще не самая хорошая примета, ибо она толкуется как стороннее вмешательство. Но, минуя мистический смысл, с чисто психологической точки зрения вполне объяснимо, что у споткнувшегося человека портится настроение, тем более - если он к тому же упал. Лучше всего исходить из мудрого совета: "Не вини коня, вини дорогу", - и не придавать случившемуся особого значения.
Перед дорогой что-нибудь зашивать - удачи не видать. - Как ни странно, эта примета нередко сбывается. Но причина скорее всего не в том, что "зашивается удача", а в том, что перед отправлением в дорогу все делается на скорую руку, что затем и сказывается.

Найти на дороге гвоздь или еще что-то острое - к неприятностям. - Первоначальный смысл - в отношении к оберегам и к порче. Если человек сам хочет уберечься от порчи, от несчастья, он все острое направляет против предполагаемого недруга (например, иголки, воткнутые в дверь; нож у порога острием наружу). Если же что-то острое направлено в сторону путника - значит, он мистическим образом "пронзен", лишен сил. Правда, почти все фольклористы слышали уточнение: неприятности ждут путника лишь в том случае, если предмет направлен острием на человека, а если наоборот, от него, то это - к воспоминанию близких о нем. Лучше всего, видимо, не искать ничего под ногами по дороге.
В пятницу в дальний путь лучше не отправляться: дороги не будет. - В пятницу не рекомендовалось не только в дорогу отправляться, но также и выполнять некоторые работы, особенно женщинам. Это связано с культом Параскевы Пятницы, которая нередко ассоциируется с Судьбой. А Судьбу лишний раз испытывать не надо. Возможна и трактовка, связанная с постным пятничным днем (не случайно в сходной ситуации упоминается и среда -еще один постный день).

0

2

эт все предрассудки) но неприятно когда сбываются

0


Вы здесь » Командировка » Клуб командировочных » Приметы на дорогу